Фиброцемент — это история о том, как технологии меняют представления о строительных материалах. Цемент, песок, целлюлозные волокна — казалось бы, ничего особенного. Но результат поражает: материал может имитировать любую текстуру — от гладкого бетона до состаренной доски амбара с трещинами и потертостями.
Японцы разработали технологию еще в 80-х, но настоящий прорыв случился в последние годы. Сейчас производители научились создавать настолько убедительные имитации, что различить их с натуральным материалом можно только на ощупь.
Фиброцемент изменил наше представление о том, каким должен быть фасадный материал. Раньше приходилось выбирать: либо красиво, но требует ухода (дерево), либо практично, но скучно (сайдинг). Фиброцемент объединил лучшее из двух миров.
Пример отделки дома фиброцементными панелями.
Материал не горит, не гниет, не привлекает насекомых, не коробится от влаги. При этом выглядит так же естественно, как натуральное дерево. Правда, есть нюансы — цена кусается, а вес приличный.
Пример отделки дома фиброцементными панелями.
Фиброцемент особенно ценен там, где натуральные материалы показывают свои слабости. Цоколь дома — зона постоянного контакта с влагой, где дерево быстро выходит из строя.
Работать с фиброцементом намного проще, чем с натуральным деревом. Панели не ведёт, не крутит, размеры стабильные. Крепится на стандартную обрешётку. Главное — обеспечить вентиляционный зазор и использовать качественный крепёж. Но есть нюансы, панели тяжелые — не всякая конструкция выдержит без усиления.
Впрочем, как всегда, идеального и всем подходящего единственного варианта не существует, всегда следует учитывать все условия в комплексе. Но несомненно, что фиброцемент — это часть большого тренда на «умные» материалы, которые сочетают эстетику натуральных материалов с преимуществами современных технологий.
Пример отделки дома фиброцементными панелями.
Пример отделки дома фиброцементными панелями.
Вчера сидела с чашкой в руках над эскизом и вдруг поняла — а ведь кофе и архитектура очень похожи!
Подумайте: и то, и другое про создание атмосферы. Хорошая архитектура формирует настроение пространства, а хороший кофе — настроение дня. И в том, и в другом важны пропорции, качество исходных материалов, время выдержки.
Кофе дает настойчивость для проработки множества итераций — точно как в проектировании. Мы же не останавливаемся на первом варианте фасада? Перебираем, дорабатываем, ищем идеальное решение. Кофе поддерживает этот процесс.
Есть еще один аспект — ритуал. Эти пять минут «между делом» часто приносят прозрение. Как будто мозг использует паузу, чтобы переосмыслить проект.
Может, секрет в том, что и кофе, и архитектура про трансформацию? Зерна превращаются в напиток, идеи — в здания. И в том, и в другом процессе есть своя магия.
Недавно наткнулся на любопытную карту Европы, которая разделяет страны по принципу того, где дома выглядят лучше — снаружи или изнутри. И знаете, эта простая визуализация заставила меня по-новому взглянуть на нашу ежедневную работу с фасадами российских частных домов.
Credit: @amazing__maps
Карта создана на основе интерактивного опроса в Instagram-аккаунте @amazing__maps. Подписчикам задавали вопрос: «Дома обычно выглядят лучше снаружи или изнутри?», и по результатам голосования была раскрашена вся Европа.
Посмотрите на страны "синей зоны" — Франция, Испания, Италия. Здесь веками культивировалась идея публичного пространства, площадей, жизни на улице. Фасад — это не просто стена, это лицо дома, обращенное к сообществу.
В противоположность этому, "красная зона" — Восточная Европа, Балканы — демонстрирует совершенно иную логику. Здесь дом — это крепость, убежище от внешнего мира. Эта карта также отражает экономические реалии. В странах с нестабильной экономической историей развился особый подход: не показывать достаток снаружи. Это не просто осторожность — это мудрость поколений. Кроме того, в северных странах люди проводят большую часть времени в помещении. Здесь естественно развивается культура интерьера.
Россия на карте отсутствует — возможно, просто недостаточно откликов от наших соотечественников. Но это отсутствие само по себе стало для меня поводом к размышлению. За годы работы я понял: у нас действительно нет единого подхода к фасаду. Мы словно находимся на пересечении всех трех зон этой карты.
В моей практике я встречаю все типы клиентов. Самое интересное наблюдение: возраст клиента почти всегда предсказывает его подход к фасаду. Старшее поколение, пережившее дефицит и нестабильность, инстинктивно выбирает сдержанность. Молодые, выросшие в достатке, уже не боятся показать успех через архитектуру.
География российских фасадов: от истории к климату
География влияет сильнее, чем кажется на первый взгляд. В Подмосковье культура эффектных фасадов формировалась с нулевых. Близость к столице, конкуренция, желание произвести впечатление на соседей из той же социальной группы — все это создало локальную "синюю зону".
На Урале и в Сибири совсем другая история. Суровый климат требовал практичности, промышленная специфика регионов формировала инженерный подход к строительству. Здесь веками ценили то, что работает, а не то, что красиво выглядит. Плюс влияние заводской архитектуры советского времени — функциональность превыше всего. Дом должен быть крепостью против климата, а не декорацией.
Юг России — это отдельная история. Здесь сказывается влияние кавказской культуры гостеприимства, где дом — это место для приема гостей, а значит, он должен демонстрировать статус хозяина. Плюс мягкий климат позволяет больше экспериментировать с материалами и формами, не думая постоянно о теплоизоляции.
Северо-Запад впитал в себя скандинавскую культуру качественных материалов и продуманных решений. Петербургские традиции классической архитектуры наложились на современные технологии, дав особый подход: красиво, качественно и на века.
Что это значит для моей работы?
Работая долго с фасадами домов, я научился читать между строк заказа и понимать культурный контекст клиента. Для кого-то дом — это презентация себя миру, для других — интимное убежище от него. Моя задача — найти баланс между мечтами клиента и его внутренними ограничениями. Создать фасад, с которым семья будет комфортно жить психологически. Потому что дом — это не только стены, это продолжение личности хозяев.
Подумайте, какой фасад выбрали бы вы для своего дома? И что это говорит о вас — о ваших корнях, страхах, мечтах?
В конце концов, фасад дома — это не просто облицовка стен. Это манифест того, как мы видим себя в этом мире.
Hazelwood School, Глазго (Gordon Murray + Alan Dunlop, 2007).
Школа частично построена из кирпича, спасенного при сносе викторианских зданий района. Исторический кирпич создает ощущение преемственности в быстро меняющемся районе.
В нашей практике мы все чаще сталкиваемся с желанием клиентов привнести в свои современные дома элементы с «душой» – материалы, которые уже прожили одну жизнь и готовы начать новую. Старый кирпич с клеймами, амбарная доска со следами времени, антикварная черепица – это не просто строительные материалы. Это артефакты, несущие в себе истории, которые могут обогатить даже самый ультрасовременный фасад.
Почему нас тянет к «старому»?
Тактильность и уникальность. В эпоху массового производства материалы с историей предлагают уникальную фактуру, патину, несовершенства. Каждая царапина на амбарной доске, каждый скол на старом кирпиче рассказывают свою микроисторию.
Эмоциональная связь. Эти материалы создают ощущение укорененности, даже если дом построен вчера. Прикасаясь к кирпичу XVIII века, мы словно касаемся времени.
Экологичность. Повторное использование материалов – тренд, но важно понимать их происхождение и обработку.
Ningbo Historic Museum, Китай (Wang Shu, 2008)
Ван Шу использовал миллионы кирпичей и черепицы из снесенных традиционных зданий региона. Материалы укладывались по современным технологиям, но сохраняли свою историческую аутентичность. За этот проект архитектор получил Притцкеровскую премию.
Практические советы
Где искать: специализированные компании, разборки зданий, реставрационные мастерские. Материал должен быть очищен, обработан от вредителей, при необходимости укреплен.
Чувство меры: «говорящий» материал требует спокойного фона. Один акцент на фасаде лучше трех. Дом не должен превратиться в музейную экспозицию.
Конструктив: старые материалы часто имеют нестандартные размеры и характеристики. Дореволюционный кирпич может требовать более толстых швов, а его несущая способность отличается от современной.
Диалог с современностью: контраст – да, конфликт – нет. Современность должна подчеркивать красоту исторического материала, а тот добавлять теплоты новой архитектуре.
Использование материалов с историей в современных фасадах – это способ создать архитектуру с глубиной и характером. Это возможность рассказать историю, не написав ни слова, создать эмоциональную связь между человеком и домом.
Архитектура – это не только про удобство и красоту, но и про память, про связь поколений.
Мы привыкли воспринимать фасады как нечто статичное, вечное, а на самом деле — это самая изменчивая часть архитектуры. Каркас, несущие стены могут стоять столетиями, но лицо здания меняется вместе со вкусами эпохи.
Интересный парадокс: фасад — это одновременно и самое долговечное (то, что остается в памяти города), и самое эфемерное (то, что легче всего изменить). Когда проектируем новый фасад, создаем ли мы его с мыслью о том, что через 50 лет его, возможно, перекроят согласно новой моде?
Иногда ловлю себя на мысли: как бы отреагировал архитектор XIX века, узнав, что его изящный лепной декор в 1970-х закроют алюминиевыми панелями? Обрадовался бы тому, что здание продолжает жить, или ужаснулся бы новой эстетике?
Может, нам стоит проектировать фасады с учетом их будущих трансформаций? Это как написать письмо в будущее, зная, что его обязательно отредактируют. Но некоторые фразы, надеюсь, оставят без изменений.
Многие наши клиенты путают пилястры с колоннами. И это совершенно нормально! В конце концов, большинство людей не сталкиваются с архитектурной терминологией ежедневно.
Пример нашего проекта с использованием пилястр на фасаде.
Фланкируя оконные проемы и углы здания, пилястры также активно используются в оформлении центрального портика, который включает в себя полноценные колонны. Такое размещение пилястр способствует визуальному членению фасада, придавая ему ритм и упорядоченность, что делает протяженное здание более гармоничным.
Пилястра — это плоский вертикальный выступ на поверхности стены, который имитирует колонну. По сути, это «колонна-призрак», встроенная в стену. У неё есть все те же элементы — база, ствол, капитель, но она выступает из плоскости стены лишь на треть или четверть своей ширины.
Исторически пилястры служили не только декоративным элементом, но и выполняли конструктивную функцию — усиливали стену в местах наибольшей нагрузки. В классических ордерах пилястры часто «поддерживали» антаблемент или фронтон (кажется, знаю про что, стоит написать следующую пояснительную записку).
Когда же они уместны в современной архитектуре? Это интересный вопрос, который мы часто обсуждаем с коллегами.
Вот несколько ситуаций, где пилястры могут стать отличным решением:
— При реконструкции или стилизации исторических зданий пилястры помогают сохранить аутентичный характер фасада, даже если внутреннее пространство полностью модернизируется.
— В современных минималистичных проектах пилястры можно использовать как тонкий способ добавить ритм и вертикальное членение фасаду без перегруженности деталями. Недавно мы реализовали проект, где очень неглубокие пилястры из светлого бетона создавали едва заметную игру света и тени на монохромном фасаде.
— Пилястры могут помочь визуально скорректировать пропорции здания. Для высокого узкого дома горизонтальные членения и широкие пилястры создают ощущение устойчивости. И наоборот, для приземистого строения вертикальные пилястры добавляют визуальной высоты.
— Интересный современный приём — использование контрастных материалов для пилястр. Например, на оштукатуренном фасаде пилястры из клинкерного кирпича или натурального камня становятся яркими акцентами.
А вы замечали пилястры на зданиях в вашем городе? Они гораздо чаще встречаются вокруг нас, чем может показаться на первый взгляд.
Меня очень привлекают не только здания, но и пространства между ними. Эти паузы, интервалы, "архитектурные вдохи" между объемами.
В современном проектировании мы часто забываем, что архитектура — это не только то, что мы строим, но и то, что остаётся вокруг. Древние зодчие, кажется, понимали это лучше нас. Вспомните греческие храмы — они никогда не теснились, между ними всегда было пространство для воздуха, взгляда, размышления.
Когда работаю над проектом фасада, часто думаю: что этот дом "скажет" соседним зданиям? Какой диалог возникнет между ними? Будет ли это плодотворная беседа или какофония?
Интересно, что многие клиенты хотят "максимально использовать участок" — как будто пустота непродуктивна. А ведь именно в ней часто рождается смысл. Как в музыке — паузы между нотами так же важны, как сами ноты.
Возможно, наша студия могла бы проектировать не только фасады, но и промежутки между ними. Звучит странно, но почему бы нет? Можно же проектировать тишину?
А вы обращали внимание на интервалы между зданиями в вашем районе? Что они вам рассказывают?
Разбирая папку с образцами и поняла, что невольно создала свою весеннюю палитру фасадов. Нежно-серая штукатурка в сочетании с темным деревом больше не кажется мне такой интересной. Сейчас влюблена в комбинацию светлого камня с металлическими вставками.
Реставрация дворца Кампьелло в Италии
Вчера предложила клиентам необычное решение: белый кирпич и панели из кортеновской стали. Сначала смотрели скептически, но когда показала визуализацию и фото похожих проектов — загорелись. Контраст текстур и цветов создает динамику, которой так не хватает многим современным домам.
Реставрация дворца Кампьелло в Италии
Реставрация дворца Кампьелло в Италии
А еще заметила, что возвращается мода на природные фактуры. Сейчас пробую вписать в проект габионы в качестве декоративных элементов — это сетчатые конструкции, заполненные камнями. Смотрится брутально и напористо, поделюсь с вами позже реакцией заказчика.
Вчера проезжал мимо нового частного дома в историческом районе. Дом как дом — современный, минималистичный, с большими окнами. Но в окружении столетних особняков он выглядел как инопланетянин на деревенской ярмарке.
И это заставило меня задуматься о более глубоком вопросе: имеем ли мы право навязывать современную эстетику исторически сложившейся среде? Или, может быть, каждое здание должно вести диалог с окружением, уважая архитектурный язык места?
С одной стороны, архитектура всегда развивалась, и в любом историческом городе соседствуют здания разных эпох. С другой — есть такое понятие как контекст, дух места, genius loci, который можно либо уважать, либо игнорировать.
Думаю, ответ не в слепом подражании историческим стилям и не в дерзком отрицании прошлого, а в осмысленном диалоге с контекстом. Можно использовать современные материалы и технологии, но при этом учитывать пропорции, ритм, масштаб окружающих зданий.
Торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho в Пекине, Zaha Hadid Architects.
В день 8 марта хочется вспомнить о тех, кто, несмотря на все преграды, смог внести неоценимый вклад в искусство создания пространств — о женщинах-архитекторах, чьи идеи и проекты изменили наше представление о современной архитектуре.
Архитектура долгое время считалась традиционно мужской профессией. Однако множество талантливых женщин не только проложили себе путь в этой сфере, но и оставили после себя наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения специалистов.
Заха Хадид — королева кривых линий
Ираксо-британский архитектор Заха Хадид стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (архитектурный эквивалент Нобелевской). Её творения узнаваемы благодаря плавным линиям, смелым формам и инновационному использованию материалов. Центр Гейдара Алиева в Баку, Оперный театр в Гуанчжоу, Центр водных видов спорта в Лондоне — эти здания буквально бросают вызов гравитации и традиционным представлениям о том, как должны выглядеть фасады.
Центр Гейдара Алиева в Баку.
Оперный театр в Гуанчжоу.
Оперный театр в Гуанчжоу.
Центр водных видов спорта в Лондоне.
Центр водных видов спорта в Лондоне.
Гае Ауленти — мастер реконструкции
Итальянка Гае Ауленти прославилась не только проектированием новых зданий, но и мастерством превращения исторических построек в современные пространства. Её работа по превращению бывшего железнодорожного вокзала d’Orsay в Париже в музей Орсе считается эталоном того, как можно сохранить историческую ценность здания, одновременно адаптировав его к новым функциям.
Музей Орсо, Париж.
Казуйо Сейма — эстетика минимализма
Японский архитектор Казуйо Сейма создаёт здания, которые кажутся невесомыми и почти прозрачными. Её работы отличаются чистотой линий, тщательно продуманным освещением и гармоничным сочетанием с окружающей средой. Музей современного искусства в Нью-Йорке, «Стеклянный павильон» в Толедо — примеры того, как можно создать выразительную архитектуру с помощью минималистичных средств.
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке.
«Стеклянный павильон» в Толедо, Огайо.
«Стеклянный павильон» в Толедо, Огайо.
«Стеклянный павильон» в Толедо, Огайо.
Элизабет Диллер — архитектура как социальный акт
Элизабет Диллер и её бюро Diller Scofidio + Renfro известны своими проектами, которые выходят за рамки традиционной архитектуры и становятся своеобразными социальными высказываниями. Парк High Line в Нью-Йорке — яркий пример того, как заброшенная железнодорожная эстакада может превратиться в живое общественное пространство, меняющее облик целого района.
Парк High Line в Нью-Йорке.
Парк High Line в Нью-Йорке.
Парк High Line в Нью-Йорке.
Парк High Line в Нью-Йорке.
Фрида Эскобедо — новое поколение
Представительница молодого поколения архитекторов, мексиканка Фрида Эскобедо работает на стыке искусства, архитектуры и социальных проектов. Её павильон Serpentine Gallery в Лондоне, созданный из простых материалов — керамической плитки и бетона — показывает, как локальные традиции могут быть переосмыслены в контексте современной архитектуры.
Павильон Serpentine Gallery в Лондоне.
Павильон Serpentine Gallery в Лондоне.
Почему важно знать о женщинах в архитектуре?
Изучение работ женщин-архитекторов не только расширяет наши представления о возможностях в дизайне фасадов и организации пространств, но и даёт новые источники вдохновения. Многие из этих выдающихся профессионалов сумели привнести в архитектуру особый взгляд, внимание к деталям повседневной жизни и нестандартные решения сложных задач.
В нашей студии мы часто обращаемся к проектам этих и других талантливых женщин-архитекторов, находя в них идеи для создания фасадов, которые сочетают в себе функциональность, эстетическую выразительность и уважение к окружающему контексту.
С праздником 8 марта! Пусть вдохновение для ваших архитектурных проектов приходит из самых разнообразных источников.